Где заканчивается фотография и начинается Photoshop?

Ущелье Аку Аку. Хибины. Фотокартина. Автор Константин Диковский.

Это многолетняя тема для жарких споров между фотографами по всему миру — допустимо ли обрабатывать фотографии в программах типа Photoshop? Где предел вмешательства в фотоизображение? И зачем нужно искусство фотографа, если всё можно нарисовать, совместить, вставить, используя компьютер?

Ущелье Аку Аку. Хибины. Фотокартина. Автор Константин Диковский.

Затронули мы эту тему и на занятиях фотошколы.

Если сказать коротко — использовать или не использовать каждый решает для себя. Также как глубину и степень вмешательства в фотоизображение.

Выскажу свою точку зрения.

Для начала, хочу немного расширить понимание некоторых фотографов, которые считают, что существует или существовала «чистая» фотография.  Т.е. фотограф сделал снимок и всё — никакой обработки, никакого вмешательства.

Начну с утверждения, что серьезные фотографы ВСЕГДА корретировали фотографическое изображение.

Еще в доцифровую эру, сидя в тёмных лабораториях, подсвеченных красным светом, они колдовали над куском фотобумаги — немного осветляя или затемняя отдельные участки фотоснимка. Для этого использовались специальные маски из пластика или картона, которыми закрывали отдельные части фотоизображения, спроецированного на фотобумагу увеличителем. Еще в доцифровую эру фотографы ретушировали изображение прямо на фотопластинке или листовой фотоплёнке, чтобы выделить отдельные детали или убрать ненужные. Еще в доцифровую эру фотографы использовали мультиэкспозицию (накладывание нескольких изображений друг на друга), либо во времы съемки, либо во время печати.

Что изменилось с тех пор?

Вместо ванночки с реактивами и фотоувеличителя, мы получили намного более удобный и гибкий инструмент — специальные программы, позволяющие быстро и точно вносить необходимые коррекции в снимок.

Ведь фотография не начинается и не заканчивается нажатием кнопки.

Настоящая фотография начинается в голове фотографа и в его сердце. Она начинается с его желания выразить, передать определенную мысль, чувство, образ.
Для реализации этой задачи он использует целый ряд инструментов — начиная от фотоаппарата и заканчивая химической или цифровой фотолабораторией (типа Photoshop) для наиболее полного воплощения своего замысла.
Цель работы фотографа — это фотоснимок, который вызвал бы поток мыслей и чувств у смотрящего на него, мимо которого никто не прошел бы равнодушным. И здесь, все инструменты к услугам творческого сознания фотохудожника.

Только один критерий: как и искусство в целом, фотография должна увеличивать количество Красоты и Гармонии в мире.
Искусство и безобразие — несовместимы.

Зачем же тогда умение фотографировать, если всё можно сделать в Photoshop?
Не всё.  Далеко не всё.
Навыки и профессионализм фотографа никто не отменял и,  думаю,  не отменит.
Можно сказать, что, чем лучше фотограф, тем меньшая обработка требуется его фотоснимкам.
Но всё равно требуется.
Просто потому, что мы не можем контролировать все окружающие условия — солнце, облака, других людей, их лица, глаза и т.д. Даже для студийных фотографий требуется обработка, т.к. даже там фотограф не может контролировать абсолютно каждую деталь.

Чтобы добавить масла(или воды?) в огонь скажу, что цифровые изображения, в принципе, не могут существовать без обработки.
Она начинается в недрах любого цифрового фотоаппарата, где, в зависимости от заданных фотографом или заводом-изготовителем настроек, происходит первичная коррекция фотоизображения. Затем оно корректируется, либо самим фотографом, либо оператором печатной машины при печати фотографий. И даже настройки нашего монитора, вносят свои коррекции в цвета и освещенность изображения, когда мы просматриваем его на экране компьютера.

Вывод: перестать ломать копья и голову по этому вопросу, научится правильно пользоваться Фотошопом (кстати, часто самые ярые противники его использования, именно те, кто не умеет с ним работать) и принять творческий процесс во всей его полноте и насыщенности возможностями.

ТВОРИТЕ!  И ПУСТЬ ВАШЕ ТВОРЧЕСТВО БУДЕТ СВЕТЛЫМ!